Неточные совпадения
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную
массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди
общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та, наконец, свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.
Но, напротив, не будет ли справедливее вывод, что уже множество таких, несомненно родовых, семейств русских с неудержимою силою переходят
массами в семейства случайные и сливаются с ними в
общем беспорядке и хаосе.
Правительства были рады этому направлению и сначала поощряли развитие международных ненавистей;
массы снова лепились около племенного родства, узел которого затягивался туже, и снова отдалялись от
общих требований улучшения своего быта; границы становились непроходимее, связь и сочувствие между народами обрывались.
Эти цифры относятся к одному отчетному году, но если взять наличную
массу каторжных за всё время ее пребывания на острове, то отношение бегавших в разное время к
общему составу выразится не менее, как в 60 %, то есть из каждых пяти человек, которых вы видите в тюрьме или на улице, наверное, трое уже бегали.
Народные
массы во времена мятежей ищут выражения
общего чувства в красном знамени, которое развевается над ними, как пламя…
Но при
общей характеристике частности могут остаться в стороне, и на первом плане является изображение
общего миросозерцания писателя, как оно выразилось во всей
массе его произведений.
Одним словом, из всего видно, что выражение «государство» даже в понятиях
массы культурных людей не представляет ничего определенного, а просто принадлежит к числу слов, случайно вошедших в
общий разговорный язык и силою привычки укоренившихся в нем.
Такова была среда, которая охватывала Имярека с молодых ногтей. Живя среди
массы людей, из которых каждый устраивался по-своему, он и сам подчинялся
общему закону разрозненности. Вместе с другими останавливался в недоумении перед задачами жизни и не без уныния спрашивал себя: ужели дело жизни в том и состоит, что оно для всех одинаково отсутствует?
Я мог бы привести здесь примеры изумительнейшей выносливости, но воздерживаюсь от этого, зная, что частные случаи очень мало доказывают.
Общее настроение общества и
масс — вот главное, что меня занимает, и это главное свидетельствует вполне убедительно, что мелочи управляют и будут управлять миром до тех пор, пока человеческое сознание не вступит в свои права и не научится различать терзающие мелочи от баттенберговских.
Конечно, пройдут десятки лет, и
массы приобыкнут, найдут новые источники существования, так что, в
общем, изменение произойдет даже к лучшему.
А затем выбросит в
общую яму его труп и будет туда валить новые и новые трупы, из
массы которых история, со временем, выработает свои"утешения".
Наконец, однако ж, выбились из сил. По-видимому, был уж час пятый утра, потому что начинал брезжить свет, и на
общем фоне серых сумерек стали понемногу выступать силуэты. Перед нами расстилался пруд, за которым темнела какая-то
масса.
Он все забыл и, ожидая чего-то, проталкивался вперед, опьяненный после одиночества сознанием своего единения с этой огромной
массой в каком-то
общем чувстве, которое билось и трепетало здесь, как море в крутых берегах.
Тотчас же на земле закипела свалка, и десятки тел смешались в одну
общую кричащую
массу.
Маркушка чувствовал обновляющуюся природу, как чувствовал и то, что сам он не может принять участия в этом обновлении, и каждую минуту готов был отлететь в сторону, отвалившись мертвым куском от
общей живой
массы, совершившей установленный круговорот.
Что-то стихийное, могучее и в то же время что-то детское и трогательное почудилось Боброву в этой
общей молитве серой огромной
массы.
Он совершенно верно рассчитал, что эти господа, пораженные
массою сильных и совершенно новых для них впечатлений, будут потом рассказывать чудеса уполномочившему их
общему собранию.
С искажением этих стремлений в
массе совпадает водворение многих нелепых понятий о мире и человеке; эти понятия, в свою очередь, мешали
общему благу.
Как выразители
общей физиономии жизни, эти люди неоцененны, и человек, желающий уяснить себе эту физиономию, должен обращать взоры вовсе не на тех всуе труждающихся, которые идут напролом, и не на тех ловких людей, которые из жизни делают сложную каверзу, с тем, чтобы, в видах личных интересов, запутывать и распутывать ее узлы, а именно на тех"стадных"людей, которые своими
массами гнетут всякое самостоятельное проявление человеческой мысли.
В каждой стране, в каждой эпохе, в каждой области борьба монополии и
масс выражается иначе, но цехи и касты беспрерывно образуются,
массы беспрерывно их подрывают, и, что всего страннее,
масса, судившая вчера цех, сегодня сама оказывается цехом, и завтра
масса степенью
общее поглотит и побьет ее, в свою очередь.
Не говорим о фанатиках, которые всегда были и будут как исключение; но в
общей своей
массе молодые люди нынешнего поколения отличаются спокойствием и тихою твердостью.
Мы часто жалуемся, что у нас слабо развит патриотизм; это оттого, что деятельность
массы отдельных лиц у нас почти совершенно разъединена с
общим течением дел и, следовательно, круг интересов каждого необходимо мельчает.
Очевидно, что люди, отыскивающие в народах развитие любви к
общему благу, берут уже здесь не
массу народа, а отдельные личности.
В течение веков византийские убеждения проникли в
массу народа, срослись с существом его и в практической деятельности выразились избытком любви к
общему благу.
— Древнюю Русь нужно представлять себе огромною нравственною равниною: не было у нее ни лиц, ни сословий, которые бы резко выделялись из
массы, подлежавшей
общему уровню.
И действительно — они заботились: лентяй и плохой работник подвергались порицанию и презрению всего общества, неумеющих учили более искусные, лучшие мастера пользовались
общим почетом; во всей
массе работников явилось чувство живого соревнования, добросовестность в работе водворялась все более и более, вместе с упрочением нравственных начал в Нью-Лэнэрке.
У греков это еще было так себе, ничего; потому что и жизнь у них была устроена особенным — образом, так что
масса народа не исключалась из участия в
общем ее ходе.
Напротив, [мы смело говорим, что] в личности Маши схвачено и воплощено [высокое] стремление,
общее всей
массе русского народа [, терпеливо, но неотступно ожидающей светлого праздника освобождения.
Да оттого и есть, что у людей, о которых мы говорим, уж характер такой. Ведь будь у них другой характер, — не могли бы они и быть доведены до такой степени унижения, пошлости и ничтожества. Вопрос, значит, о том отчего образуются в значительной
массе такие характеры, какие
общие условия развивают в человеческом обществе инерцию, в ущерб деятельности и подвижности сил.
Народ и правительство не имели ничего
общего между собою; первый отвык от последнего, а правительству чудился в глубине
масс новый призрак, еще более страшный призрак — красного петуха.
Недавно в одной статье о задачах медицины в будущем я встретил следующие рассуждения: «Оградить организм от той разнообразной
массы ядов, которые беспрерывно в него вносятся микробами, можно бы лишь тогда, когда бы был открыт один
общий антитоксин для ядов, выделяемых всеми видами микробов.
В эти глухие тридцать лет там, на Западе, эмиграция создала своих историков, поэтов, публицистов, голоса которых громко и дружно, на всю Европу, раздавались в защиту польского дела, и эти голоса подхватывались чуждыми людьми других национальностей, усилившими
общий негодующий хор, а мы все молчали и молчали, и с этим молчанием в наши «образованные»
массы, мало-помалу, но все более и все прочнее проникало сознание, что правы они, а виноваты мы.
— В таком случае вот что: уважаете вы ваших товарищей или нет? Уважаете вы
общее мнение студентской
массы?
Но этот сам по себе возмутительный факт слишком ярко рисует, каково было в те дни
общее настроение
массы, какова была сила народного озлобления.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из
массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее —
общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Привилегии избранного качественного меньшинства, духовной аристократии по сравнению с бескачественной
массой ничего
общего не имеют с классовыми привилегиями, они не подлежат социальной объективации.
Мое впечатление от петербуржцев средней руки, от той
массы, где преобладал чиновник холостой и семейный, сразу дало верную ноту на десятки лет вперед. И теперь приличная петербургская толпа в
общих чертах — та же. Но она сделалась понервнее от огромного наплыва в последние годы молодежи — студентов, студенток, профессиональных женщин и"интеллигентного разночинца".
Мое
общее впечатление было такое: он и тогда не играл такой роли, как Герцен в годы"Колокола", и его"платформа"не была такой, чтобы объединять в одно целое
массу революционной молодежи. К марксизму он относился самостоятельно, анархии не проповедовал; а главное, в нем самом не было чего-то, что дает агитаторам и вероучителям особую силу и привлекательность, не было даже и того, чем брал хотя бы Бакунин.
С разными"барами", какие и тогда водились в известном количестве, я почти что не встречался и не искал их. А русских обывателей Латинской страны было мало, и они также мало интересного представляли собою. У Вырубова не было своего"кружка". Два-три корреспондента, несколько врачей и магистрантов, да и то разрозненно, — вот и все, что тогда можно было иметь. Ничего похожего на ту
массу русской молодежи — и эмигрантской и
общей, какая завелась с конца 90-х годов и держится и посейчас.
Но, к счастью, не вся же
масса студенчества наполняла таким содержанием свои досуги. Пили много, и больше водку; буянили почти все, кто пил. Водились игрочишки и даже с „подмоченной“ репутацией по части обыгрывания своих партнеров. И
общий „дух“ в деле вопросов чести был так слаб, что я не помню за два года ни одного случая, чтобы кто-либо из таких студентов, считавшихся подозрительными по части карт или пользования женщинами в звании альфонсов, был потребован к товарищескому суду.
Но все это, как известно, не помешало после Амедея Сивы реставрации Бурбонов в виде сына Изабеллы, воспитанного в Австрии. И тогда уже нам, заезжим иностранцам, обязанным давать читателям наших газет итоги тогдашнего политико-культурного status quo Испании, было видно, что ни к республике, ни к федерации нация эта еще не была готова. Слишком было еще много разной исторической ветоши в темноте
массы, в клерикализме, в бедности, в
общем"спустя рукава", напоминавшем мне мое любезное отечество.
— Далеко нет! Из случаев бреда, которые я наблюдал, только два было типичных бреда — один у штабс-капитана Z — который в бреду бил японцев, одного больного, а другого маленького, которые постоянно являлись перед ним, а второй — у одного 19-ти летнего добровольца, которому казалось, что японцы ползут к нему под ноги и он давит их целыми
массами. В
общем же чаще всего, как я уже говорил вам, наблюдается бред самообвинения. Бреда страха перед врагом я не наблюдал ни разу.
Но допустив даже, что справедливы все хитросплетенные рассуждения, которыми наполнены эти истории; допустив, что народы управляются какою-то неопределимою силой, называемою идеей, — существенный вопрос истории всё-таки или остается без ответа, или к прежней власти монархов и к вводимому
общими историками влиянию советчиков и других лиц присоединяется еще новая сила идеи, связь которой с
массами требует объяснения.
Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями
масс и
общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в
общих чертах.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительною энергией, с быстротою неслыханною, побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины
общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная
масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своею стотысячною
массой как целым государством.
Полководец уже никогда не может принимать прямого участия в самом действии и только делает
общие распоряжения о движении
масс.
Безобразная ложь называть социализмом корыстные и захватные интересы стихийных
масс, не подчиняющихся никакой
общей и высшей правде.